УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ И КАДРОВЫЙ КОНСАЛТИНГ

 

Новые стартапы: какую бизнес модель выбрать
Управление проектами

 
  • Дата:
    13.09.2019
  • Прочитано:
    49
  • Автор:
    Виктор Прохоренко
  • Рейтинг:
    0.0/0

Новые стартапы: какую бизнес модель выбрать

 

У всех есть План, пока они не получат в челюсть

Майк Тайсон

 

Традиционный подход к запуску бизнеса

Новые стартапы и их методология наделала немало шума за последние несколько лет в мире. Начнем с традиционного подхода к запуску бизнеса. Вот как это выглядит в России

традиционный подход

Почти все бизнесы пользуются этим методом. Проблема в том, что на одном из этих этапов большинство стартапов терпит неудачу

большинство стартапов терпит неудачу

На это есть ряд причин

Почему? Бизнес–планы обычно включают трехлетний или пятилетний прогноз выручки, прибыли и денежного потока. Однако не очень реалистично пытаться предсказать заранее все неизвестные детали

Эти планы бесполезны в условиях неопределенности и редко остаются неизменными после первого взаимодействия компании с клиентами

невозможно делать прогнозы на пять лет вперед

Обычно основатели тратят тысячи часов, готовя продукт к запуску, и не получают обратную связь от клиента вплоть до момента, когда продукт начинают продавать. В этот момент предприниматели узнают на собственной шкуре, что клиенты не хотят покупать этот продукт или он им уже не нужен

Стартапы — вовсе не мини-версии больших компаний

поиск модели

Принципы стартапа

Новые предприятия ищут бизнес–модель, а чтобы найти нужно экспериментировать. Необходимо терпение и мудрость, так как неудача за неудачей будет неизбежна, пока наконец не найдется то, что сработает

Помните притчу о метком стрелке, который всегда попадал в цель. Он стрелял и после этого рисовал мишень вокруг того места куда попадал. Равных ему не было

Теперь рассмотрим инструменты и принципы поиска новых моделей, которые используются приверженцами методологии стартапа. Они утверждают, что все, чем они владеют с самого начала — это несколько непроверенных гипотез. Поэтому, они делают наброски своих гипотез, вместо писанины прокаченного бизнес–плана

Набросок бизнес–модели. Кратко изложите гипотезы

Часто наброском бизнес-модели становится одностраничный документ. В нем есть разделы для всех основных компонентов нового предприятия: ключевых партнеров, направлений деятельности и ресурсов, ценности для потребителей, отношений с ними, каналов и сегментов рынка. Также в этом документе описана структура издержек и выручки. В каждом из этих разделов основатели стартапа перечисляют гипотезы, которые следует проверить. Какие гипотезы вы проверяете?

набросок бизнес-модели

Развитие Клиента. Слушайте потребителей

Далее стартап использует практику, которая называется — развитие клиента. С ее помощью и тестируются гипотезы. Нужно опросить будущих покупателей, поставщиков и партнеров, чтобы получить обратную связь обо всех составных частях модели, в том числе особенности услуги или продукта, цену и его маркетинговое продвижение

тестировать клиентов

Чтобы начать тестировать клиентов, создается минимально волшебный продукт. Это версия будущего продукта, которая включает лишь самые необходимые компоненты. Позволяет собрать максимум информации о клиентах, прикладывая минимум усилий. Это тоже хорошие три буквы — MVP

Если обратная связь показывает, что гипотеза неверна, основатели стартапа ее пересматривают или осуществляют разворот к новой гипотезе. А если и следующая гипотеза неверна, они пробуют снова. Как найти правильную модель?

разворот

Стартап продолжает тестировать предположения и реагировать на обратную связь, даже когда клиенты начинают заказывать услугу или продукт и пользоваться им. Это продолжается до тех пор, пока не появится проверенная модель

Гибкая разработка продукта. Действуйте быстро и итеративно

Следующий основной принцип стартапа — гибкий процесс разработки продукта, который тесно связана с развитием клиента. Традиционный подход включает в себя пошаговую череду действий, где каждый шаг длится несколько месяцев, а весь процесс как правило занимает минимум год

пошаговая череда действий

Гибкий процесс, наоборот, состоит из множества коротких повторяющихся циклов. Вместо того чтобы сразу определять все технические характеристики продукта и приступать к его производству, компания узнает мнение потребителей о минимально жизнеспособном продукте. Она перерабатывает его, вновь тестирует на клиентах и затем снова перерабатывает

гибкий процесс

Производство. Повысьте темп и объем операций

Когда у основателей есть готовый к продаже продукт, бизнес переходит в стадию производства. Предприятие увеличивает затраты на маркетинг, продажи и операционные расходы. Но эти стадии тоже итеративные. Команда может потерпеть неудачу несколько раз, прежде чем найдет верный подход к созданию спроса или к построению компании

верный подход

В отличие от традиционных предприятий, где функциональные отделы наполнены людьми с большим опытом, стартапы ориентированы на гибкие команды, где люди быстро учатся. Они также по–другому измеряют эффективность

разница в организационном устройстве

Влияние методологии на экономику

Хотя методы стартапа не дают гарантии успеха компаниям, они влияют на экономику. Считается, что они могут увеличить средние показатели успешности среди новых предприятий. Под давлением новых технологий и глобализации во многих устоявшихся отраслях сокращаются рабочие места. Поэтому в ближайшие несколько десятилетий рост занятости будет зависеть от новых компаний. Чем более успешными они будут, тем лучше

успешность стартапов

Методы стартапов также смягчают факторы, ограничивающие скорость их роста. Вот основные препятствия на пути запуска бизнеса:

  1. Издержки на привлечение первого клиента
  2. Издержки на создание ненужного продукта
  3. Длинный цикл разработки
  4. Мало людей готовы идти на риск

Рассмотрим эти четыре препятствия. Методология стартапа облегчает преодоление первых трех ограничений, помогая быстрее создавать новым предприятиям действительно нужные продукты. Это делает старт бизнеса гораздо менее рискованным и ослабляет четвертое ограничение

Тем временем новые тренды в бизнесе и технологиях также разрушают барьеры. Бизнес-ангелы, акселераторы и краудсорсинговые сайты децентрализовали доступ к финансам. Программы и облачные сервисы резко сократили расходы на ИТ–разработку. А простой доступ к зарубежному производителю, привел к тому, что стартапам вовсе не нужно строить фабрики и заводы, например, как в США

тренды помогающие стартапам

Распространение методологии

Крупные корпорации перенимают методологию стартапов, чтобы совершенствовать свои инновационные процессы

от запуска проекта к выходу на рынок

Методы стартапа распространяются и за пределы технологических предприятий. Средние и высшие учебные заведения теперь предлагают курсы, обучающие этому подходу. Все больше МВА–программ отказываются от конкурсов бизнес-планов и замещают их конкурсами бизнес-моделей

Новые инструменты

Последние 100 лет управленческое образование было сконцентрировано на создании инструментов для улучшения менеджмента и повышения эффективности существующего бизнеса. Теперь, есть первый набор инструментов, который помогает искать новые бизнес–модели при запуске новых предприятий

Методология стартапов заменяют детальное планирование — на эксперименты, интуицию — на обратную связь, а длительный линейный процесс создания продукта — на быстрые итерации. Он также заменяет представление о том, что неудач надо избегать любой ценой, и внедряет идею, что неудачи — это нормально. Они — часть процесса постоянного обучения и адаптации на пути к успеху

метод прошлого и будущего

Если вы усвоите этот образ мышления и новые методики стартапов, ваш бизнес сможет быстрее создавать инновационные решения и противостоять вездесущим разрушительным силам

образ мышления
 
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будьте первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar
Виктор Прохоренко